Ликвидация ООО

 

Процедура добровольной ликвидации общества с ограниченной ответственностью немного сложнее, чем закрытие ИП. Если вы не уверены в своих знаниях и понимании всех процессов, то лучше доверить эту работу профессионалам. 

 

Самый острый момент во всей процедуре – это выездная налоговая проверка. Практика показывает, что в 99 случаях из 100 ее итогами становятся доначисления налогов, пеней и штрафов. Если вы обратитесь за помощью к специализированной фирме, предоставляющей услуги по ликвидации ООО, то ее специалисты в первую очередь выделят время на то, чтобы ознакомиться с реальным положением дел в вашем обществе. Законодательно на погашения долгов дается ровно два месяца. Поэтому с дебиторскими и кредиторскими задолженностями важно разобраться еще до начала основного процесса.

 

Помимо этого, следует ознакомиться с образцами оформления документов, которые понадобятся во время процедуры ликвидации. Самая незначительная ошибка может вызвать отказ налоговой и приостановление процесса.

 

Для ликвидации ООО Вам потребуются документы:

  • Свидетельство о регистрации ООО
  • Выписка из ЕГРЮЛ
  • Устав ООО
  • Договор учредителей о создании ликвидируемой фирмы
  • Свидетельство о постановки на налоговый учет
  • Справка о кодах статистики ООО
  • Извещения из фондов, о постановке на учет (ПФ, ФОМС, ФСС)
  • Печать ООО
  • Копии паспорта и свидетельства о присвоении ИНН на всех членов ликвидационной комиссии, генерального директора и главного бухгалтера.

Этап 1. Принятие решения о ликвидации компании

Участники ООО на общем собрании принимают решение о ликвидации ООО. Также на этом же собрании обычно принимается решение о назначении ликвидационной комиссии и ее председателя (или ликвидатора), которая руководит деятельностью компании в процессе ликвидации и является лицом, имеющим право действовать без доверенности. О принятых решениях в течение 3 дней нужно подать сведения в регистрирующий орган. Заявителем при подаче данных сведений является ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии.

 

Комплект документов для подачи в регистрирующий орган: Участники ООО на общем собрании принимают решение о закрытии ООО, о чем в течение 3 дней подаются сведения в регистрирующий орган. Кроме вопроса о прекращении деятельности участникам необходимо назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), которая руководит деятельностью компании в процессе ликвидации.

  • Решение о начале ликвидации, назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии);
  • Уведомление о ликвидации ООО по форме Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица», заверенное нотариально.

На основании полученных данных в ЕГРЮЛ вносится информация о том, что ООО находится в процессе ликвидации.

Фонды уведомлять более не нужно, соответствующая норма отменена (п. 3 ч. 3 ст. 28 Закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах…»). Информацию о начале ликвидации компании фонды получают от регистрирующего органа, система взаимодействия налажена хорошо. 

 

Этап 2. Публикация в «Вестнике»

Поскольку ликвидация ООО с долгами перед контрагентами без урегулирования отношений с ними противоречит требованиям закона, о планируемом прекращении деятельности необходимо уведомить всех известных и потенциальных кредиторов. Для этого нужно опубликовать в «Вестнике государственной регистрации» извещение о ликвидации ООО.

 

Документы для «Вестника»:

  • Бланк-заявка на публикацию (2 экз.);
  • Сопроводительное письмо (2 экз.);
  • Решение о начале ликвидации, назначении ликвидатора или ликвидационной комиссии;
  • Подтверждение оплаты за публикацию (квитанция, приходный ордер, чек).

Этап 3. Уведомление кредиторов

Организация обязана уведомить в письменном виде о начале процедуры ликвидации всех известных кредиторов, существующих на момент принятия решения закрыть ООО, о начале процедуры ликвидации в письменном виде. У организации должны остаться доказательства уведомления. Это могут быть заказные письма с уведомлением о вручении, либо, если уведомления вручались курьерской службой, подпись лица, получившего уведомление.

 

Этап 4. Выездная налоговая проверка

До составления промежуточного ликвидационного баланса налоговые органы могут провести выездную проверку (ст. 89 НК РФ) На практике они не всегда успевают это сделать, а «нулевые» компании не проверяют вовсе. Однако организации все равно следует провести сверку расчетов с бюджетом и проверить полноту предоставления деклараций, т. к. если за организацией будут числиться документарные или денежные долги, такую компанию не ликвидируют (пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ). Если выездная проверка уже назначена (имеется решение о ее назначении), то подавать документы на следующий этап нельзя, нужно дождаться окончания выездной проверки.

На этом этапе процесса ликвидации необходимо урегулировать свои взаимоотношения с фондами, произвести необходимые сверки, погасить, если имеются, задолженности.

Имущества фирмы не хватит для оплаты задолженности перед всеми кредиторами. В связи с этим ГК РФ установлена очередность удовлетворения  требований (п. 1 ст. 64 ГК).

 

Очередность погашения задолженности:

  1. Граждане, перед которыми организация несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью.
  2. Заработная плата и пособия сотрудникам организации, а также вознаграждения и премии.
  3. Задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами.
  4. Долги всем оставшимся кредиторам.

Получается, что задолженность перед второй очередью можно погасить только после того, как полностью погашены долги в пользу первой, и так далее. Исключение – залоговые обязательства (п. 2 ст. 64 ГК). Они гасятся за счет средств, полученных от продажи предмета залога, как правило, перед кредиторами. Если средств не хватает, эти долги входят в состав требований кредиторов и погашаются в четвертую очередь.

 

При ликвидации ООО, вам необходимо уплатить все налоги и сдать налоговые декларации. После этого сняться с учета в ПФР, ФОМС и ФСС. Также нужно сняться с учета в ЕГРПО (статистика). Если после погашения всех долгов перед кредиторами осталась какая-то часть средства, то она распределяется между учредителями. В случае если фирма была создана в форме ООО, в первую очередь необходимо разделить между собственниками не выплаченную часть прибыли, а во вторую все остальное имущество, но строго пропорционально вкладам в уставный капитал (ст. 58 № 14-ФЗ). Порядок проведения «дележа» описан в ст. 23 № 208-ФЗ.

 

Этап 5. Сдача промежуточного ликвидационного баланса

Документы на утверждение промежуточного ликвидационного баланса подаются не ранее, чем через 2 месяца после публикации в «Вестнике». 

Нельзя подавать документы на регистрацию промежуточного ликвидационного баланса, если начато и не закончено какое-либо судебное разбирательство в отношении закрывающейся компании, либо если начата и не закончена выездная налоговая проверка (п. 4 ст. 20 Закона 129-ФЗ).

Утвержденной формы промежуточного и [окончательного] ликвидационных балансов нет, обычно компании ориентируются на обычный бухгалтерский баланс, добавляя в известную форму нужные реквизиты.

 

Заявителем при подаче промежуточного ликвидационного баланса является ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии. Комплект документов для подачи:

  • Решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;
  • Уведомление по форме Р15001, заверенное нотариально;
  • Промежуточный ликвидационный баланс.

Этап 6. Сдача ликвидационного баланса и ликвидация ООО

После того, как ликвидатор погасил все долги перед очередью кредиторов, составляется ликвидационный баланс, который, как и промежуточный, необходимо утверждать учредителям организации (п. 5 ст. 63 ГК). Это последний баланс организации за время ее существования. Этот документ должен содержать всю информацию об имуществе фирмы до расчетов с ее участниками. Заявителем при подаче заявления на ликвидацию является ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии.

  • Решение об утверждении ликвидационного баланса;
  • Заявление по форме Р16001, заверенное нотариально;
  • Ликвидационный баланс;
  • Справка из ПФР об отсутствии задолженности перед ПФР (можно не предоставлять, так как при отсутствии справки регистрирующий орган затребует ее у ПФР сам);
  • Госпошлина за ликвидацию ООО в размере 800 рублей.

Разумеется, на каждом этапе есть свои тонкости и нюансы, и каждый шаг стоит сверять с нормами законодательства. Кроме того, надо помнить, что при ликвидации необходимо выполнить ряд сопутствующих действий, таких как:

  • Закрытие расчетного счета (происходит обычно после распределения оставшегося имущества компании между собственниками);
  • Передача документов в архив;
  • Уничтожение печати.