Джип М-73 1954 г. который был должен выполняться в Украине

В 1954 году был разработан джип ГАЗ М-73 «Украинец» в кузове купе, с полным приводом и несущим кузовом.

Согласитесь, словосочетание «купе и джип» довольно экзотично звучит даже сейчас. А сейчас представьте, каким необычным данный машина казался в 50-е годы.

ГАЗ-М73 русская двухдверка думала как машина для тружеников села: механизаторов, агрономов и бригадиров.

Представьте положение дел. Во время уборочной в поле сломался комбайн. Как доставить к месту неисправности ремонтника, если до наиблежайшего поселения несколько 10-ов км. Гонять вхолостую грузовой автомобиль? Медлительно и неэкономично. Снарядить легковую машину? Не значит, что она в принципе есть. И не значит, что она доберётся до места по нехорошим магистралям. Здесь и понадобится купе — с каким-никаким багажником, пусть двухместное, зато дешевое и с полным приводом.

Вэдовый джип ГАЗ-М73 «Украинец»

Внедорожник М-73 1954 г. который должен был производиться в Украине

Машину, которой вменялось ездить по плохим дорогам и бездорожью, разработали на ГАЗе. Именно в горьковском КБ трудились главные в стране специалисты по внедорожникам. И в их числе Григорий Вассерман — автор знаменитого «козлика» ГАЗ-69.

К задаче конструкторы из команды Вассермана подошли творчески, предложив несколько любопытных идей. И, пожалуй, главная — использование несущей конструкции кузова для полноприводного автомобиля. Таких внедорожников (или всё-таки кроссоверов?) в ту пору просто не было. В дизайне и конструкции М-73 было много прогрессивных решений.

Внедорожник М-73 1954 г. который должен был производиться в Украине

Многие узлы и агрегаты 73-й конструктивно напоминали ГАЗ-69. Например, двухступенчатая раздатка или схема подвески с рессорами над мостами. Зато мотор, коробку передач и тормозную систему позаимствовали у «Москвича»-402. В этом был свой резон.
Малолитражных моторов на ГАЗе не производили, а 2,1-литровая «четвёрка» от «Победы» для маленькой машинки была чрезмерно тяжёлой. Другое дело — лёгкий 1,2-литровый «москвичёвский» мотор, 35 сил которого, как позже выяснилось, машине хватало за глаза.

Внедорожник М-73 1954 г. который должен был производиться в Украине

ГАЗ-М73 должны были выпускать в Украине

Перспективный ГАЗ-М73 изначально проектировали с двумя исполнениями кузова. Помимо двухдверного купе, построили ещё и двухдверный пикап.

Выпускать машину для тружеников села планировали не на самом ГАЗе, а в Украине.
Именно по этой причине в технической документации и прессе ГАЗ-М73 называли «Украинцем».

Внедорожник М-73 1954 г. который должен был производиться в Украине

Машину разработали быстро. Задачу перед газовцами поставили осенью 1954 года, а уже в январе 1955-го купе и пикап отправились на тесты.

Внедорожник М-73 1954 г. который должен был производиться в Украине

Для машинки, созданной с нуля и в максимально короткий срок, 73-й оказался удивительно способным. Да и детские болячки не выглядели серьёзными. Нужно было улучшить гидроизоляцию капота, заменить 6-вольтовое электрооборудование на 12-вольтовое и так далее.

При этом максимальная скорость при движении по шоссе оказалась даже выше расчётной — 85 км/ч вместо 75. Но поиграв передаточными числами в раздатке, инженеры чуть снизили максималку, зато повысили приёмистость и тяговитость.

Внедорожник М-73 1954 г. который должен был производиться в Украине

Сильнее всего «Украинец» впечатлял на бездорожье. Машина уверенно ползла по снежной целине и не пасовала в грязи. Низкая масса автомобиля (меньше тонны), дорожный просвет 220 мм и полный привод творили чудеса. Во время испытаний на бездорожье купе и пикапчик уверенно объехали полноприводный ГАЗ-М72, построенный на базе «Победы», и экспериментальный военный вездеход ГАЗ-62.

Внедорожник М-73 1954 г. который должен был производиться в Украине

М-73 «Украинец» в кузове пикап

Конструкторское бюро ГАЗа отлично справилось с задачей. Модели требовались совсем небольшие доработки, чтобы стать полноценно готовой к производству.

Но всё пошло не так. Планы строительства завода в Украине откладывались. Мощности самого ГАЗа при этом были загружены: полным ходом шла подготовка к запуску 21-й «Волги». В итоге готовый проект М-73 передали на московский завод малолитражных автомобилей, он же АЗЛК.

Внедорожник М-73 1954 г. который должен был производиться в Украине

Серийный выпуск ГАЗ-М73 так и не наладили. На базе «Украинца» были созданы полноприводные «москвичи» моделей 410 (четырёхдверный седан) и 411 (универсал).

Внедорожник М-73 1954 г. который должен был производиться в Украине

Конвейера М-73 «Украинец» так и не увидел. Очередная интересная и нужная машина не смогла преодолеть барьер бюрократии, экономических и технических ограничений.

Источник

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *